В современном мире использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой составляющей. Они проникли во все сферы общественной жизни, а в условиях пандемии их экспансия увеличилась.Они перестали быть инструментом, которым владеют лишь «продвинутые» пользователи, потеряли ограничительный возрастной и образовательный ценз. Теперь техникой на основе цифровых технологий так или иначе пользуется каждый.
Но, наряду с целым списком очевидных плюсов тотальной информатизации общества, проявились и ощутимые риски.Сетевая обезличенность в условиях цифровизации многих процессов способствует соблазну неправомерного ее использования.Посредством сети Интернет, телефонной связисовершаются преступления, доля которых существенно выросла в последнее время. Подавляющее их большинство – мошенничествос использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В Челябинской области эта тенденция также имеет место.Одним из эффективных способов профилактики этого вида преступлений является информирование населения о видах мошенничества и способах противодействия ему.
Анализ структуры потерпевших от мошенничества показывает, что этому виду преступлений подвержены все возрастные категории населения. Разумеется, у каждой категории имеются особенности восприятия, связанные с возрастными отличиями, способностями восприятия информации, понимания технологии цифровых процессов, порядка работы банковских учреждений и органов правопорядка. В случае недостаточных знаний граждане становятся жертвами мошенников. Часто гражданам, особенно пожилого возраста, сложно запомнить известные схемы обмана, распознать мошенника. В таком случае разъяснительная работа должна проводиться активнее. Необходимо применение всех возможных способов доведения информации до населения, причем с необходимой специализацией подачи материала под потребности различных возрастных групп граждан для достижения большей эффективности.
Практика показывает, что наиболее сложной категорией в плане защищенности от противоправных проявлений являются люди пожилого возраста. Они забывчивые, доверчивые и нередко беспомощные, что играет на руку мошенникам. Они используют меньшее количество источников информации, чаще – привычные им: телевизор, радио, газеты. Это средства, утрачивающие свои позиции по присутствию в информационном поле, где всё большую долю захватывает Интернет с его информационными сайтами и социальными сетями. Возможности насыщения теле и радиоэфира, печатных СМИ профилактической информацией – ограничены: они работают строго на коммерческой основе, кроме того часто повестка отдельных телеканалов формируется на федеральном уровне.
К интернет-источникам граждане пожилого возраста обращаются значительно реже. Профилактическаяинформация, видеоролики, анимация, инфографикав меньшей степени доступны для данной категории людей.Таким образом, для данной группы населения, помимо собственно возрастных рисков, добавляется риск недостаточной информированности, а значит повышается вероятность быть обманутыми мошенниками. Чтобы нивелировать эту опасность, сотрудниками ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области предпринята попытка создания дополнительного канала информирования: посредством ближайших родственников из диаметрально противоположной возрастной категории: через детей и внуков, которые становятся «проводниками» для доставкинеобходимой информации лицам старшего возраста.В условиях семьи представители этих двух категорий общаются чаще всего.
В ходе разработки материала для работы с категорий детей младшего школьного возраста былиучтены особенности их развития. Так, на восприятие информации младшим школьникомзначительно влияет способ подачи данного материала. Чем больше он привлекает ребенка и заинтересовывает, чем больше его алгоритм подходит под прототип любой игры, тем больше вероятность задержать внимание ребенка и добиться понимания изложенной информации. В силу возраста внимание учащихся младших классов концентрируется на «ярком» изложении материала (как в переносном, так и в буквальном смысле: детей привлекают и сами игровые предметы, их внешние, наиболее яркие признаки и свойства).Самостоятельность, которую проявляет ученик в игровой деятельности, выбирая варианты и принимая решения, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений