Обращение
"Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, реабилитация и обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, их семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, социальной помощи и социального патронажа в отношении несовершеннолетних и их семей"
Директор Центра
Дорохова Ангелина Александровна
Баннерная сеть
- Интернет-приемная
- Обращения граждан
- Порядок обращения за получением социальных услуг
- Порядок посещения воспитанников
- Фотогалерея
- Структура учреждения
- Семейное подспорье
- Ищу маму
- Госуслуги
- Закупки
- Перечень официальных сайтов
- Интерактивная карта области
- Защита персональных данных
- Демография
- Паспорт доступности
- Независимая оценка качества
- Часто задаваемые вопросы
- Безопасность в интернете
Новое на сайте
Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания в 2024 году
24.09.2024
Добавлен баннер "деньпамяти"
17.06.2024
О финансово-хозяйственной деятельности 2023
07.05.2024
Профилактика мошенничества с привлечением несовершеннолетних
В современном мире использование информационно-коммуникационных технологий является неотъемлемой составляющей. Они проникли во все сферы общественной жизни, а в условиях пандемии их экспансия увеличилась.Они перестали быть инструментом, которым владеют лишь «продвинутые» пользователи, потеряли ограничительный возрастной и образовательный ценз. Теперь техникой на основе цифровых технологий так или иначе пользуется каждый.
Но, наряду с целым списком очевидных плюсов тотальной информатизации общества, проявились и ощутимые риски.Сетевая обезличенность в условиях цифровизации многих процессов способствует соблазну неправомерного ее использования.Посредством сети Интернет, телефонной связисовершаются преступления, доля которых существенно выросла в последнее время. Подавляющее их большинство – мошенничествос использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В Челябинской области эта тенденция также имеет место.Одним из эффективных способов профилактики этого вида преступлений является информирование населения о видах мошенничества и способах противодействия ему.
Анализ структуры потерпевших от мошенничества показывает, что этому виду преступлений подвержены все возрастные категории населения. Разумеется, у каждой категории имеются особенности восприятия, связанные с возрастными отличиями, способностями восприятия информации, понимания технологии цифровых процессов, порядка работы банковских учреждений и органов правопорядка. В случае недостаточных знаний граждане становятся жертвами мошенников. Часто гражданам, особенно пожилого возраста, сложно запомнить известные схемы обмана, распознать мошенника. В таком случае разъяснительная работа должна проводиться активнее. Необходимо применение всех возможных способов доведения информации до населения, причем с необходимой специализацией подачи материала под потребности различных возрастных групп граждан для достижения большей эффективности.
Практика показывает, что наиболее сложной категорией в плане защищенности от противоправных проявлений являются люди пожилого возраста. Они забывчивые, доверчивые и нередко беспомощные, что играет на руку мошенникам. Они используют меньшее количество источников информации, чаще – привычные им: телевизор, радио, газеты. Это средства, утрачивающие свои позиции по присутствию в информационном поле, где всё большую долю захватывает Интернет с его информационными сайтами и социальными сетями. Возможности насыщения теле и радиоэфира, печатных СМИ профилактической информацией – ограничены: они работают строго на коммерческой основе, кроме того часто повестка отдельных телеканалов формируется на федеральном уровне.
К интернет-источникам граждане пожилого возраста обращаются значительно реже. Профилактическаяинформация, видеоролики, анимация, инфографикав меньшей степени доступны для данной категории людей.Таким образом, для данной группы населения, помимо собственно возрастных рисков, добавляется риск недостаточной информированности, а значит повышается вероятность быть обманутыми мошенниками. Чтобы нивелировать эту опасность, сотрудниками ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области предпринята попытка создания дополнительного канала информирования: посредством ближайших родственников из диаметрально противоположной возрастной категории: через детей и внуков, которые становятся «проводниками» для доставкинеобходимой информации лицам старшего возраста.В условиях семьи представители этих двух категорий общаются чаще всего.
В ходе разработки материала для работы с категорий детей младшего школьного возраста былиучтены особенности их развития. Так, на восприятие информации младшим школьникомзначительно влияет способ подачи данного материала. Чем больше он привлекает ребенка и заинтересовывает, чем больше его алгоритм подходит под прототип любой игры, тем больше вероятность задержать внимание ребенка и добиться понимания изложенной информации. В силу возраста внимание учащихся младших классов концентрируется на «ярком» изложении материала (как в переносном, так и в буквальном смысле: детей привлекают и сами игровые предметы, их внешние, наиболее яркие признаки и свойства).Самостоятельность, которую проявляет ученик в игровой деятельности, выбирая варианты и принимая решения, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений[1].
Учитывая это, для воспитания устойчивости подрастающего поколения, его правовой грамотности, а также для защиты лиц старшей возрастной категории ОИиОС ГУ МВД России по Челябинской области разработана интерактивная игра «Поймай мошенника», ориентированная на детей младшего школьного возраста, которая призвана в доступной форме рассказать обучающимся начальных классов о том, как уберечь себя и своих близких от мошеннических действий.
В основе сюжета игровой программы лежит упрощенная концепция модели раскрытия преступления полицейскими: ориентировка на преступника – разыскные действия – идентификация – задержание злоумышленника.
Значимость и дополнительный интерес игре придает то, что в ней в качестве ведущего участвует настоящий сотрудник полиции, который по сюжету обращается к детям с просьбой помочь раскрыть преступление. В игру интегрированы упрощенные для детского понимания манипуляции из повседневной деятельности стражей правопорядка: чтение ориентировок (на различных мультперсонажей), сравнение снимков с подозреваемыми, снятие отпечатков пальцев (с применением талька, кисточек и скотча), выезд на место происшествия (сопровождается разминкой и игровыми конкурсами), сбор улик, определение подозреваемых по приметам (поиск различий, идентификация).Смоделирована ситуация, когда школьники как настоящие полицейские раскрывают «преступление» и задерживают «мошенника».
В завершение игры школьникам сотрудники полиции вручаютнаклейки-шевроны «Юный полицейский» и комикс «История одного мошенника», также разработанный сотрудником Отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Челябинской области М.А. Лупеевым.Комикс служит раздаточным материалом, который школьник может взять домой для повторного изучения, усвоения материала и донесения профилактической информации до своих пожилых родственников.
Выбор был сделан в пользу комикса, поскольку именно комикс-культура в России вновь стала набирать свою популярность. Минимизация количества текста в пользу визуализацииупрощает восприятие истории о мошеннике несовершеннолетними.
Комикс «История одного мошенника» включает в себя одну историю, в которой антигерой манипулирует своей жертвой, чтобы получить данные банковской карты, необходимые для кражи денежных средств с ее счета. В перспективе планируется расширение сюжетной линии, в которую будут включены истории и о других видах мошенничества. Но самое главное, что каждая история, заканчивающаяся задержанием злоумышленника, снабжена понятной пошаговой инструкцией: как распознать мошенника и не стать его жертвой. Таким образом, важным бонусом такой игровой профилактики является то, что дети, разглядывая комикс, и сами обучаются азам безопасности и могут донести предупредительную информацию до своих пожилых родственников.
Игра была впервые опробована осенью 2020 года в школах Златоуста, Миасса и Чебаркуля и получила положительные отзывы педагогического состава образовательных учреждений.Пресс-релизы об этой инициативе были опубликованы на официальных сайтах ГУ МВД России по Челябинской области и МВД России.
В 2021 году в рамках обмена опытом игра воспринята для использования УМВД России по Тюменской области. В свою очередь коллеги из Тюмени предложили свой вариант игры в развитие проекта: на основе 64 карточек с описанием различных ситуаций и вариантами ответов. Эта игра ориентирована для школьников более старшего возраста, учащихся средних специальных образовательных учреждений и студентов. Задача вытянувшего определённую карточку игрока – понять, является ли описанный случай мошенничеством, ответив «Верю» или «Не верю», и объяснить другим участникам свой выбор. Участники могут либо согласиться с ответом, либо задать отвечающему уточняющие вопросы, а также в ходе обсуждения высказать своё мнение о ситуации.
Затем можно посмотреть правильный ответ во вкладыше. В нескольких карточках нет ярко выраженного ответа – они могут соответствовать как положительному, так и отрицательному результату. Здесь для отвечающего важно раскрыть своё мнение и рассказать присутствующим, при каких обстоятельствах утверждение будет правдивым, а при каких содержать признаки мошенничества.
При желании разнообразить или усложнить игру можно предложить отвечающему при карточке с утвердительным ответом домыслить ситуацию и пересказать её с элементами мошенничества. В случае примера из карточки с ответом «Мошенничество» можно предложить игроку рассказать аналогичную жизненную историю, которую он видел или слышал от окружающих или из новостей.
Суть игры – научиться распознавать признаки обмана, обсудить возможные способы мошенничества, распространённые в обществе, и не попасться на уловки злоумышленников в реальной жизни. Победителем становится человек, ответивший правильно на максимальное количество карточек, – такой гражданин является наиболее подготовленным для борьбы с мошенниками.
Сценарии и материалы для проведения игр направлены во все территориальные органы Челябинской области для использования в профилактической и правовой просветительской работе (указание ГУ МВД России по Челябинской области от 3 июня 2021 года № 1/3704).В течение летних каникул игровые проекты реализовывались в местах оздоровительного отдыха и пришкольных лагерях. Сотрудниками полиции и приданными силами организовано и проведено 92 игры в дошкольных и летних оздоровительных лагерях среди 2560 несовершеннолетних с раздачей профилактических листовок и комиксов.
В целях информирования населения о проводимых мероприятиях в средствах массовой информации размещен 201 материал, на официальных аккаунтах полиции Челябинской области в социальных сетях размещено 78 публикаций (репостов).Получены отзывы о том, что материал интересен, понятен, доходчив, запоминается, нравится детям.
Таким образом, проект можно признать успешным и продолжить его реализацию в дальнейшем.
[1] «Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников», Л.Г. Григорьева, журнал «Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2011.
Дата изменения: 26 июля, 2023 [11:24]